Законопроект «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» разработан в целях освобождения должника — органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, государственного (муниципального) казенного учреждения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возникающую в связи с совершенным должником правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, исполнительский сбор призван дополнительно мотивировать должника к исполнению требований исполнительного документа в установленный срок. Вместе с тем, процедура исполнения требований исполнительных документов неимущественного характера (например, снос, демонтаж строений, предоставление жилья, устранение нарушений законодательства) занимает продолжительное время по объективным причинам. Ввиду этого взыскание исполнительского сбора с должников-бюджетополучателей при неисполнении ими требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, равный 5 дням, представляется необоснованным для них дополнительным финансовым бременем. Эффективность решения вопросов местного значения обусловлена наличием достаточных финансово-экономических ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципальных образований.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, позволит исключить риски возникновения у должников-бюджетополучателей задолженности по исполнительскому сбору, снизит риск ненадлежащего исполнения ими своих конституционных обязанностей и приведет положения законодательства РФ об исполнительном производстве в соответствие с потребностями складывающейся правоприменительной практики. Следует отметить, что Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы РФ, недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ.
Источник: адвокат Юрий Лобанов